Boguslavskaya-T.N.-4-POBD_-UDO-K-Z-ZADANIYA-DLYA-DISTANTNOGO-OBSUZHDENIYA.docx
Instrukciya-po-provedeniyu-monitoringa-usloviy.pdf
Чат- форум
Тема: Мониторинг качества условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования
обсуждаемые темы:
- Требования к условиям реализации ООП ДО в соответствии
с ФГОС дошкольного образования.
- Проектирование программы мониторинга условий реализации ООП ДО в соответствии с требованиями стандарта
- Организация мониторинга условий реализации ООП ДО в соответствии с ФГОС дошкольного образования
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДИСТАНТНОГО ОБСУЖДЕНИЯ
Задание № 1
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
- Каковы требования к условиям реализации ООП ДО в соответствии с ФГОС дошкольного образования?
- Почему во ФГОС дошкольного образования уделяется большое внимание условиям реализации ООП ДО?
- Понятие «мониторинга». Виды и назначение мониторинга
- Какие объекты можно включать в мониторинг условий реализации ООП дошкольного образования?
- Какие виды педагогического мониторинга Вы знаете?
- Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педаго
гические условия (назовите их); - Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:…..
- Требования к кадровым условиям реализации Программы включают:…..
- Назовите основные требования к РППС (развивающая предметно-простр
анственная среда). ..
Задание № 2
На основании инструкции по проведению мониторинга качества условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (Мониторинг условий по ФГОС) в модуле «Дошкольное образование» МРКО, разработанный Московским Центром качества образования проведите мониторинг качества условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в Вашем ДОО
(см. приложение)
Каждое условие включает в себя показатели и их характеристику. Прочитайте внимательно каждую характеристику и выберите ту, которая наиболее точно подходит для описания условий в Вашем подразделении.
-
Каковы условия для реализации образовательной программы в Вашем ДОО? Охарактеризуйте их
-
Назовите проблемные зоны Вашего ДОО при реализации программы
-
Каждое условие включает в себя показатели и их характеристику. Назовите характеристику, которая наиболее точно подходит для описания условий в Вашем подразделении.
- Как можно организовать деятельность педагогического коллектива детского сада по коррекции образовательной программы Вашего ДОО?
- Опишите управленческий цикл, связанный с реализацией программы на практике (на примере Вашего ДОО)
Мониторинг качества образования в образовательном учреждении – это определение уровня развития личности как способности выстраивать свою деятельность на основе учебно-познавательной компетентности с учетом существенных особенностей возраста, оценка эффективности реализуемых программ, направленных на повышение качества образования в том или ином образовательном учреждении.
В качестве цели мониторинга в образовательном учреждении мы предполагаем указывать обеспечение эффективного слежения за состоянием образования в школе, аналитическое синтезирование результатов деятельности, корректировка деятельности управленцев, педагогов, учащихся на основе результатов мониторинга.
По нашему мнению, основная миссия мониторинга в образовательном учреждении – это информационное обеспечивание управленческого процесса, накопление, сохранение, структуризация, оценка и предъявление психолого-педагогической информации.
При этом мониторинг, обладая большинством признаком эмпирического исследования, выполняет в свою очередь функцию отслеживания результатов инновационной деятельности, в том числе и внедрения самого мониторинга в процесс управления образовательным учреждением. Нелишне отметить, что доктрина социального управления рассматривает мониторинг как сравнительно самостоятельную составляющую управленческого цикла.
По результатам мониторинга осуществляется идентификация и оценивание проведенных (проводимых) педагогических действий. При этом обеспечивается обратная взаимодействие, осведомляющая об эффективности (степени соответствия результатов целям) педагогической системы. Обратная информация должна удовлетворять ряду требований: целостность, уместность, пригодность, беспристрастность, точность, своевременность, доступность, беспрерывность и организованность для каждого уровня мониторинга.
Психолого – педагогические условия
Уважительное отношение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях
Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей с друг другом в разных видах деятельности
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
Защита детей от всех форм физического и психического насилия
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении здоровья, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность
Спасибо, Варвара Станиславовна, Вы верно ответили на вопрос № 6 Задания № 1. Действительно, для успешной реализации Программы должны обеспечены прежде всего именно эти психолого-педагогические условия.
Вопрос № 9 Задания № 1 – спасибо за полный ответ- всё верно.
Вопрос № 3 Задания № 1, верно,то что касается школы, а как же мониторинг условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования ?
Т. Н.Богуславская
Основные требования к организации среды
Программа «От рождения до школы» не предъявляет каких-то особых специальных требований к оснащению развивающей предметно-пространственной среды (как, например, в программе Монтессори), помимо
требований, обозначенных в ФГОС ДО. При недостатке или отсутствии
финансирования, программа может быть реализована с использованием
оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации, главное,
соблюдать требования ФГОС ДО и принципы организации пространства, обозначенные в программе.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной.
Мониторинг – производная форма латинского monitor, означающая осуществление действия, которое направленно на реализацию таких функций как наблюдение, контроль и предупреждение. Педагогическим мониторингом называют форму организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности педагогической системы. Данная форма обеспечивает слежение за состоянием педагогической системы и позволяет спрогнозировать ее развитие.
Результаты при мониторинге отслеживаются на трех уровнях: воспитатель, руководитель и родители, они же выступают его объектами. От того, кто выбран в качестве объекта мониторинга зависит его вид, задачи и цели. Наиболее информативны и оперативны и отслеживаются в первую очередь параметры и характеристики процессов деятельности. Затем осуществляют наблюдение, оценку и прогноз изменений в состоянии объекта.
Мониторинг является отличным от диагностики понятием, поскольку при диагностике деятельность направлена на исследование уже известного явления, которое достаточно описано и позволяет диагносту сопоставить данные о нем с полученной информацией.
Во время проведения мониторинга все внимание направленно на характеристики педагогического процесса, на то с какими особенностями он протекает. Данная информация более оперативна и важна, нежели результативная. Исследования мониторинга позволили выделить ряд задач, которые определяют его сущность:
за состоянием образовательной системы происходит непрерывное наблюдение, насколько позволяет компетенция, при этом о ней можно получить оперативную информацию;
можно своевременно выделить изменения в системе образования, а также факторы, которые их вызвали;
негативные тенденции в системе образования могут быть предупреждены;
развитие самых важных процессов в образовательной системе можно краткосрочно прогнозировать;
полнота реализации и оценка эффективности методического обеспечения образования.
Учитывая тот факт, что при мониторинге осуществляется непрекращающееся наблюдение за процессом образования, перед ним выдвигают несколько организационно-методических требований:
Форма и набор показателей мониторинга должны быть постоянными и органичными на протяжении заданного отрезка времени;
Показатели по возможности должны зафиксировать феномены процесса образования, которые уже глубоко изучены и могут адекватно отразить уровень качества образования;
Показателям при управлении качеством образования должен быть присущ оценочный характер;
Не реже одного раза в год используемый набор показателей должен быть скорректирован.
Получается что мониторинг это целостная система, которая реализует множество функций.
Аспектами мониторинга, по мнению Н.П. Тропниковой являются следующие:
непрерывность (данные собираются постоянно);
диагностичность (существуют критерии или модели, с которыми сравнивают текущие состояние объекта, процесса или системы);
научность (отслеживаемые параметры и модели обоснованы);
обратная связь (объект мониторинга проинформирован о результатах, поэтому есть возможность в отслеживаемый процесс внести коррективы).
Рассматривать определение педагогического мониторинга следует с качества образования, оно является характеристикой образования – совокупностью свойств, которые способствуют удовлетворению потребностей в образовании и отвечают интересам общества. Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении имеет цель сформировать целостное представление о качестве всей системы образования. При этом качество образования рассматривается в виде обобщенной меры эффективности системы образования в ДОУ, она проявляется в способности предоставить комплекс услуг, которые бы отвечали запросам и ожиданиям потребителей и требованиям нормативных документов (законов).
При анализе информационной базы мониторинга качества образования были выявлены его специфические особенности, которые происходят на этапах сбора и оценивания информации. Изучают не всю доступную информацию, а лишь ту, которая поможет создать полную картину качества образования, которое обеспечивает дошкольное учреждение.
Этапами сбора информации являются:
Выявить скрытые резервы и потенциальные возможности каждого педагога и всего коллектива;
Выявить условия, при которых реализуются выбранные технологии и программы;
Определить способности, интересы, уровень развития детей, педагогов, коллектива;
Оказать помощь педагогам в освоении исследовательской деятельности;
Способствовать творческому развитию личности, педагогам помочь овладеть самодиагностикой своей профессиональной деятельности.
Эффективность воспитания определяется выполнением следующего алгоритма:
определить цели и задачи обучения;
подобать критерии для определения результата;
выбрать методику обучения;
подготовить диагностический инструментарий;
исследовать испытуемых;
обработать результаты изучения и интерпретировать их;
провести анализ, оценку результатов и обсудить их.
В педагогической науке диагностика эффективности деятельности ОУ считается достаточно новой областью, но уже существует множество диагностических методик.
В последнее время в нашей стране сложилась ситуация, когда дошкольное детство всё больше рассматривается, как период подготовки к школе, и дошкольное детство нацелено на подготовку ребёнка к поступлению в первый класс. Сегодня реальность такова, что система дошкольного образования деформирована влиянием школы. В детских садах давно произошла подмена игровых видов деятельности учебной работой. Такое положение неправильно с точки зрения возрастной психологии. Эту ситуацию призван изменить Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Стандарт базируется на Федеральном законе об образовании в Российской Федерации, вступившим в силу 1 сентября 2013 года, где дошкольное образование определяется, как ступень общего образования. В чём же особенности Стандарта дошкольного образования и его новизна? Разработчики Стандарта указывают на то, что стандарт дошкольного детства – это прежде всего стандарт «поддержки разнообразия детства». ФГОС ДО основывается на самоценности дошкольного детства и создаёт нормативно-правовые условия для личностного роста ребёнка, формирования направления его индивидуального развития, учитывает особые потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В Стандарте очень чётко звучит принцип возрастной «сообразности». Стандарт определяет совершенно новые ориентиры. По мнению руководителя рабочей группы по разработке Стандарта дошкольного образования Александра Асмолова «не ребёнок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребёнку». Логика Стандарта – это приобщение ребёнка к миру культуры, к миру общения, к миру природы.
В Стандарте определены три группы требований к образовательной программе: к условиям её реализации, к её структуре и к результатам её освоения.
По нашему мнению в сложившейся действительности особенно актуально стоит вопрос об условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Требования к условиям реализации программы включают в себя: 1) требования к психолого-педагогическим условиям, 2) требования к кадровым условиям, 3) требования к развивающей предметно-пространственной среде, 4) требования к финансовым условиям и материально-техническим условиям.
Понятно, что требования к материально – техническим и финансовым условиям вопрос болезненный и не всегда решаемый в пользу конкретного детского учреждения. Но в последнее время наметилась положительная тенденция в политике государства в сфере дошкольного образования. Повышение заработной платы педагогов во всех регионах страны, признание значимости дошкольного образования, и самое главное, разработка Стандарта дошкольного образования – это реальные меры по улучшению качества дошкольного образования. Поэтому более подробно хочется остановиться на первых трёх видах требований к условиям: требования к психолого-педагогическим условиям, требования к кадровым условиям, требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются одними из важнейших условий. Требования к психолого-педагогическому контексту реализации программы тщательно продуманы и системны. Эти требования адекватная, позитивная перспектива развития дошкольного образования. Собственная активность ребёнка и становление тех форм детской деятельности, в которых происходит детское развитие, во многом зависит от психологического климата, существующего в дошкольном учреждении, а также от стиля взаимоотношений педагога с воспитанниками.
Главным требованием к образовательной деятельности нашего ДОУ является: уважение к достоинству воспитанников, принятие его, как личность, защита ребёнка от любых форм психического и физического насилия, поддержка самостоятельности и активности ребёнка в разных видах деятельности – в общении, в игре и в познавательно-исследовательской деятельности. Педагоги учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей, выявленные в ходе наблюдений за каждым ребенком.
Теодора Михайловна,назовите проблемные зоны Вашего ДОО при реализации программы
Т.Н.Богуславская
Нина Владимировна yfpjdbnt условия для реализации образовательной программы в Вашем ДОО? Охарактеризуйте их
Татьяна Николаевна
Богуславская
Тут 2 варианта или написать о хороших условиях или ответить про условия в письме преподавателю, я так считаю.
Стандарт базируется на Федеральном законе об образовании в Российской Федерации, вступившим в силу 1 сентября 2013 года, где дошкольное образование определяется, как ступень общего образования. В Стандарте определены три группы требований к образовательной программе: к условиям её реализации, к её структуре и к результатам её освоения.
Требования к условиям реализации программы включают в себя: 1) требования к психолого-педагогическим условиям, 2) требования к кадровым условиям, 3) требования к развивающей предметно-пространственной среде, 4) требования к финансовым условиям и материально-техническим условиям.
ДО “Конфетти, где я работаю открыло свои двери для детей в сентябре 2015 года. Здание новой, современной постройки, с хорошим материальным оснащением. Все воспитатели имеют высшее образование, или в данный момент учатся в институте. В группах хорошо сформирована предметно-пространственная среда: есть все, что необходимо детям для игр, познавательно-образовательной деятельности. В группах есть компьютер, интерактивная доска, много различных дидактических игр и дидактического материала для успешной реализации Образовательной программы.
Светлана Феликсовна, “Что же такое мониторинг, какова его основная цель? Для чего он необходим в ДОО ?”
Т.Н. Богуславская
Социальная ситуация развития предполагает три группы требований: 1) Пространственно-временные – пространство и игрушки; 2) Социальные – система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками; 3) Деятельностные – детские виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклор. Главное условие – численность детей в группе. Какие же требования предъявляются к условиям: 1) Психолого-педагогические; 2) Кадровые; 3) Материально-технические; 4) Финансовые; 5) К предметно-развивающей среде. Кадровые условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный стандарт педагога. Планируется ввести к сентябрю 2014 года. Оценка профессиональной деятельности педагога: – динамика развития интегративных качеств педагога; – положительное отношение ребенка к детскому саду; -высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.
Требования к результатам освоения программы: Основной результат – это социализация детей. 1) Результат социализации; 2) Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения.
ФГОС ДО предусматривает 1 группу результатов – личностные (в школе предметные, метапредметные и личностные).
Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров: * Инициативность * Самостоятельность * Уверенность в себе * Воображение * Физическое развитие * Волевые усилия * Любознательность * Интерес ребенка. Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов.
Будет оцениваться:
1) Педагогический процесс; 2) Условия (социальная ситуация развития); 3) Педагогические кадры. Естественно, что, несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка.
Требования к структуре ООП. ООП определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития, социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения. Индивидуализация – набор парциальных программ, реализуемых в ДОО. ООП пишется на 1год, экспертная оценка проводится органом управления образования. До 2015 года работаем по разработанным ранее программам. ООП ДОО разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе. На основе ООП ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов.
Примерная программа – учебно-методический документ, финансируемый государством. Сейчас перерабатываются в соответствии с ФГОС, создаются новые. Разработчики ФГОС ДО выступают против единой программы – должна быть возможность выбора.
Не смотря на то, что наше дошкольное отделение находится в новом, хорошо оборудованном здании где хорошо сформирована предметно-развивающая среда, все-таки существуют некоторые проблемы при реализации программы. Дело в том, что у нас в саду всего 3 группы, которые находятся на первом этаже. На 2 и 3 этажах у нас находится начальная школа – 1 и 2 классы. Группы разновозрастные: 5-7 лет, 3-5 лет и 1.5-3 года. Это создает некоторые трудности при организации образовательной деятельности, да и при организации игровой деятельности иногда бывают проблемы. Но наш маленький коллектив старается справляться с этими проблемами. В этом нам оказывает большую помощь наш психолог. Она часто приходит в группы, беседует с детьми, проводит с ними различные психологические занятия. Это очень помогает нам в работе, а детям помогает решать их межвозрастные конфликты.
Мониторинг – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза. Это более точное определение.
Мониторинг – производная форма латинского monitor, означающая осуществление действия, которое направленно на реализацию таких функций как наблюдение, контроль и предупреждение. Педагогическим мониторингом называют форму организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности педагогической системы. Данная форма обеспечивает слежение за состоянием педагогической системы и позволяет спрогнозировать ее развитие.
Результаты при мониторинге отслеживаются на трех уровнях: воспитатель, руководитель и родители, они же выступают его объектами. От того, кто выбран в качестве объекта мониторинга зависит его вид, задачи и цели. Наиболее информативны и оперативны и отслеживаются в первую очередь параметры и характеристики процессов деятельности. Затем осуществляют наблюдение, оценку и прогноз изменений в состоянии объекта.
Мониторинг является отличным от диагностики понятием, поскольку при диагностике деятельность направлена на исследование уже известного явления, которое достаточно описано и позволяет диагносту сопоставить данные о нем с полученной информацией. К отличительным особенностям мониторинга относят следующие:
Система отслеживания длится 1, 3, 5 лет;
Это специальная целенаправленная система, она планомерна и осознанна на каждом этапе педагогического процесса.
Виктория, Что такое педагогическая диагностика ?
Т.Н.Богуславская
Мониторинг – форма организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности педагогической системы. Данная форма обеспечивает слежение за состоянием педагогической системы и позволяет спрогнозировать ее развитие. Мониторинг существует не для того, чтобы найти и наказать, а для того, что найти слабые места и спрогнозировать, как их укрепить и как построить работу в дальнейшем, чтобы этих слабых мест не было.
Спасибо за исчерпывающий ответ, Светлана Феликсовна
Т.Н.Богуславская